История защиты глаз в пейнтболе


История защиты глаз в пейнтболе

Чтобы прожить жизнь, людям дается только одна пара глаз – только одна пара того, что считается важнейшим сенсорным органом. И мы воспринимаем этот орган как нечто само собой разумеющееся, так же как и все, с чем мы родились.

Не так уж трудно представить мир без зрения. Когда вы встаете посреди ночи, чтобы сходить в ванную комнату, вокруг темно и вы можете удариться пальцем о прикроватный столик. Это досадно, но может быть легко исправлено - просто включите свет, и все снова станет на свои места. Хотите еще? Просто закройте глаза, встаньте с того места, где сейчас сидите и пойдите попробуйте сделать себе чашку кофе. Но не подглядывайте, это не спортивно. Да, так можно представить себе потерю зрения – но я уверен, что такая реальность может быть в тысячу раз страшнее, чем ваш самый страшный ночной кошмар. Я убежден, что без глаз вы будете скучать по очень многим вещам, гораздо большим, чем игра в пейнтбол с приятелями. Так что вы можете считать себя счастливым человеком, потому что есть маски, которые защищают ваши глаза и не допускают, чтобы вы всю оставшуюся жизнь ходили во мраке на ощупь.

 

Давным-давно, когда в пейнтбол играли с видоизмененными сельскохозяйственными маркерами 68 калибра, а «трудный день» означал использование 10 стволов с 10 шариками в каждом, защитные маски были... необязательными.

А специальных защитных масок не существовало вообще. Начиная с пластиковых щитков для лесорубов до лабораторных очков — все шло в дело и считалось достаточной защитой. Необходимо признать, что на этой низшей стадии развития пейнтбола больше полагались на удачу и провидение, чем на хороший дизайн и безопасность и на то, что «никто еще не умер, играя в пейнтбол». А шар тогда летел с такой же скоростью и такой же точностью, что и сейчас и за совсем малое время количество тяжелых травм поставило перед властями вопрос о том, чтобы прикрыть этот вид развлечения. Организаторы довольно скоро осознали, что для дальнейшего существования и развития игры необходимо усиливать безопасность, то есть, что-то делать с пригодными для игры защитными масками. Наконец, решение было найдено.

 

Собственно, пейнтбольного снаряжения как такового тогда практически не существовало – использовалось боле-менее подходящее снаряжение из «смежных» областей. Защитные очки уже были нормой для лаборантов или строителей, но у эти очки продавались с линзами разной степени прочности. То есть, выглядевшая точно так же, как и предназначенная для защиты от тяжелых быстролетящих частиц пара очков могла защищать только от брызг реактивов, но при этом стоила значительно меньше. По понятным причинам игроки, как правило, выбирали очки подешевле, и тем самым подвергали себя большой опасности. Противоударные свойства линз зависели от того, для какого вида работ они предназначены, а в то время производители очков не рассчитывали свои изделия на пейнтбол. В основном, очки и линзы были предназначены для защиты от деревянных щепок, металлической стружки, но не от твердых желатиновых шаров диаметром 17 миллиметров и летящих со скоростью 300 километров в час. Очки не годились и для ношения во время бега по пересеченной местности, для форсирования канав или протискивания через кусты. Ремешки были в толщиной в сантиметр, а оправа не имела прокладок – очки сваливались с лица или легко соскакивали в сторону, подвергая опасности глаза.

 

В то время, когда ещё не было специализированных журналов, а Интернет даже и не придумали, коллекция разнообразной «защиты для глаз» поражала разнообразием. На вершине популярности были лыжные очки - игроки наивно полагали, что такой защиты будет достаточно. Уже тогда лыжные очки имели незапотевающие линзы, удобную оправу с прокладками из пенорезины, что делало возможным ношение таких очков целый день. Это продолжалось до тех пор, пока не было доказано, что для пейнтбола лыжные очки все-таки не подходят, как и все прочие, не предназначенные для пейнтбола – все они имели недостаточную прочность линз. На многих моделях линзы порой сами выпадали из рамы, что было даже опаснее, чем иметь линзы, трескавшиеся при ударе.

 

Положение не менялось до тех пор, пока спорт не начал набирать обороты и не появилась необходимость усиливать безопасность. Возможно, Божьим даром для пейнтбола стала получившая тогда значительное распространение франчайзинговая система заказа снаряжения - сознательные владельцы клубов и фирм могли устанавливать свои внутренние требования к безопасности стандартного снаряжения.

 

Защитными масками стала заниматься компания UVEX. Она же и разработала первые общепринятые стандарты. Компания занималась производством защитных очков, начиная с лыжных и заканчивая теннисными. Было очевидно, что в их спектре моделей может найтись что-то подходящее и для пейнтбола. Оно и нашлось. Стандарт UVEX был учрежден как признанный стандарт производства пейнтбольных защитных очков — это было гигантским шагом по направлению к обеспечению безопасности в пейнтболе. Но сделать эту игру доступной для всякого потенциального покупателя было недостаточно. Хотя глаза и были защищены, а тело могло выдержать нападения этих маленьких круглых снарядов, лицо все еще оставалось открытым. Для прокатного снаряжения нужно было разработать защиту лица, чтобы массовый игрок мог через день после субботней игры появиться в обществе, не щеголяя фингалами или разбитыми губами.

 

Теперь мы вступаем в эру защитного снаряжения Jason - первой пейнтбольной защиты для лица. По сути первый щиток был просто дурацким куском пластика, изогнутым по форме лица, с несколькими отверстиями и парой прокладок из пенорезины. Пластик был твердый, кромки – острыми, минимальный комфорт был утерян. Принцип работы этого кошмара был прост — эффективно, но жутко неудобно. Щиток располагался между лицом и защитными очками UVEX, которые, собственно, его и держали. Такая защита не блистала техническими новшествами, но она работала, а для многих игроков это было главное, так как теперь лицо было защищено, как никогда раньше. Этот щиток позволил UVEX и дальше царствовать на рынке, не опасаясь конкуренции - до тех пор, пока не появилось одно из важнейших имен на рынке пейнтбольного снаряжения.

 

Компания JT была основана мотогонщиком Джоном Грегори. Он решил попытать счастья и занять нишу и на рынке пейнтбольного снаряжения. JT выпустила свою первую пейнтбольную маску в конце 80-ых и в одночасье захватила лидерство. Новая маска была удобна, обклеена пористой пеноризиной по всей внутренней поверхности оправы, ремешки от мотошлема были прочными, широкими и мягкими, со скользящей регулировкой и прорезиненной поверхностью внутри, не позволяющей маске сползать с головы. Это уже был не щиток для лица, с которого все и началось и не защитные очки для токарей, и пусть эта маска была далека от совершенства, но все-таки она стала грандиозным улучшением. А для игроков это означало, что появился тот, кто воспринимал их всерьез и даже производил специально для них аксессуары. Теперь не нужно было заниматься поиском абы какого оборудования. Так родился феномен JT - в течение последующего десятка лет компания внедрила уйму изобретений, которые подстегивали рынок.

 

Серьезным шагом вперед стало появление прочных незапотевающих линз. Запотевание линз вверху, затем снизу — не редкость в процессе игры. А для того, чтобы предотвратить запотевание линз, понадобилось больше времени и усилий, чем на усовершенствование маркера. До сих пор существовали только защитные маски с одинарной линзой, но JT представила рынку маску с двойной линзой, гениально названной «термальной». Внутренняя линза очень тонкая, но воздушная прослойка между линзами обеспечивает эффект «рамы с двумя стеклами» и на более теплой внутренней линзе, да еще и со специальным покрытием, конденсат практически не образуется. Назвали эту конструкцию гениально с точки зрения маркетинга – «термальная линза», подразумевая, что все прочие линзы – не-термальные и, следовательно, всегда будут «потеть» больше. Вот так и появилась первая маска, которая теоретически может быть использована в любых условиях без запотевания, она действительно стала революцией в пейнтболе. Наряду с термальными линзами JT одарила нас модульной схемой, объединяющей оправу и защиту для лица. Эта маска была шедевром, но по сегодняшним меркам этот шедевр кажется непростительно скромным. В самом деле, она закрывала лицо меньше, чем комбинированная маска Jason/Uvex, которую она должна была заменить. Но у нее были другие преимущества - она была легкой, удобной, а крепление забрала к оправе можно было легко разъединить.

 

Следом на рынок вышла малоизвестная в то время компания Vents с маской, обладавшей некоторыми усовершенствованиями: большим периферическим углом зрения, ремнем с пряжкой и более удобной пенорезиной. Маска немедленно стала хитом на рынке. К базовой модели существовали и опции – защита лба, подбородка и горла. Такая защита для головы стала абсолютно новым уровнем.

 

Непревзойденная продукция JT сразу же принесла этой компании известность, чему особенно способствовала маска Spectra-260. Эта маска стала выбором чемпионов с первого же мгновения своего появления на рынке 15 лет назад. Цифра «260» в названии означала горизонтальный обзор в градусах. В стандартной модели была предусмотрена полная защита для лица и ушей — все, как и ожидалось, высшего качества. Позже модульная платформа Spectra преобразовалась во Flex-7 с такой же оправой и дизайном линз, но для более комфортной защиты лица были использованы более мягкие и гибкие материалы. Каждому игроку хотелось получить более гибкую защиту для лица, так как это увеличивало шансы на рикошет, а не раскол шаров о маску. Вот почему Flex-7 была столь популярна на турнирах. Вместе с гибкой защитой для лица JT обеспечила нас еще и защитой от солнца и дождя — легко отстегивающимся козырьком, который стал очень популярным. Вы можете или защитить глаза от солнца, когда вам приходится играть против солнца, или прекратить попадание капель дождя на внутренние или внешние линзы. Козырек был прекрасным дополнением к Spectra.

Затем появился революционный Crosswind — вентилятор для игры при большой влажности и просто для игроков с высоким потоотделением. Вентилятор выдувает влажный воздух из зазора между линзами и лицом, что помогает и без того замечательным линзам не запотевать даже в ужасных условиях игры.

 

В то время, когда Spectra била все рекорды продаж, еще один «весомый игрок» начал проявлять интерес к пейнтболу. Компания Scott — возможно, самый крупный в мире производитель защитных масок для отдыха и развлечения - решила внедриться на пейнтбольный рынок, который находился на гребне волны. После нескольких небольших неурядиц, они разбирались в обстановке у них появилась продукция, которая могла конкурировать с JT. Их важнейшим преимуществом стала цена - им удалось существенно сбить цену других производителей, но их собственная защитная маска выглядела недостаточно круто. И не важно, сколько людей занималось дизайном этой маски и проектировали защиту для лица — она просто не смотрелась единым целым.

В течение нескольких лет Scott конкурировала с JT, спонсируя именитые команды и получая от этого хорошие результаты, но компания не смогла справиться с пейнтбольным рынком. Существует только одна причина, по которой компания-гигант покинула его — это производство самой страшной маски из когда-либо существовавших.

 

И мы вновь возвращаемся к JT - наверное, должен пройти век, чтобы кто-то смог вновь так же потрясти мир. Например, маске Raven понадобились годы разработки, чтобы попасть на прилавки, и даже тогда она не имела такого успеха, на который все надеялись.

Следом масками занялась компания DYE (что неудивительно – основатель компании Дейв Янгблад сам долго работал в JT и, более того, женат на дочери Джона Грегори). От компании DYE можно было ожидать только проявлений высокого стиля. JT не смогла достичь с помощью маски Proteus того успеха, которого добилась DYE. Стильная маска, облегченная по весу, с минимальным поражаемым профилем, у нее тоже есть защитный козырек, под нее выпускается вентилятор. Модель – одна, покупатель может выбрать только цвет забрала или линзы. Однако принадлежащий DYE бренд Proto также выпускает новую защитную маску начального уровня, обладающую тем же достоинствами, что и «старший брат».

Несмотря на новизну и отличный дизайн, даевские маски использовали ту же схему крепления модулей «на шпеньках», которая была одним из существенных минусов JT. Разобрать или собрать маску могли только игроки с крепкими пальцами и недюжинным упорством и не все игроки хотели бы иметь маски, в которых для замены 15-долларового куска пластика требуется как минимум докторская степень в астрофизике.

 

Быстросъемная революция

Главная угроза для монополии JT пришла из Канады. Компания Draxxus вывела на рынок маску V-Force, чьим главным преимуществом стали быстросъемные линзы – даже на самых дешевых моделях. Возможность смены линзы за 6-7 секунд дала V-Force грандиозные преимущества в клубах, а хороший дизайн – на турнирных полях. И понеслось…

Следом за V-Force «быстроразборные» маски стали делать все – и Proto, и обновленная под зонтиком Empire компания Vents, и даже застывшая в своем развитии JT попыталась было выпустить Axiom FX, но довольно быстро вернулась к отработанной схеме, сделав, наконец, давно чаемую полную защиту головы – и весьма удачную.

На сегодня наибольший успех выпал на V-Force и Empire Vents, заметно потеснивших JT на прокатном и среднем сегменте рынка, куда в ближайшее время готовиться вступить и относительно новая компания SLY. Драка за хай-энд не выглядит пока столь определенной – есть преданные сторонники и у JT, и у DYE, и у V-Force и даже у чудесатой Angel Eye.

JT потеснилась еще и потому, что за последние годы прошла через ряд перепродаж и реорганизаций – сперва компанию Джона Грегори выкупил Brass Eagle, затем он был продан K2, так что там было, в общем-то, не до разработок новых моделей. Но «запас прочности» у спектровской платформы настолько велик, что она наверняка сохранит за собой заметную долю рынка.  

Так что сейчас мы можем только гадать, что принесет нам будущее, каждый из конкурентов – DYE, V-Force, JT, SLY – старается сделать маски безопаснее, удобнее, прозрачнее, оборудовать их встроенным микрофоном или рацией… А, может, и лазерным дальномером, инфракрасной подсветкой, информационным экраном, видеокамерой… Кто знает?

Новости 10.11.2010 821 0

Возможно Вам будет также интересно:

Вы можете прокомментировать эту запись

Всего комментариев: 0
avatar
x

Отправьте заявку

Мы произведем расчет стоимости услуг, подготовим предложение и перезвоним Вам для уточнения деталей.
* -Обязательные поля